Первая очередь московской канализации. Обзорная статья

Загородный Люблинской канал, канализация фото

Как известно, первая очередь Московской канализации начала функционировать в самом конце 19-го века, на 100 лет позже, чем первый централизованный водопровод. Конечно, какие-то локальные водопроводные и водоотводящие системы в Москве существовали и ранее, но к указанному времени возникла необходимость в устройстве общегородского отведения стоков. Действительно, наличие собственной канализации в доме может быть приятным бонусом для состоятельного человека, но радости от нее будет немного, если весь город вокруг утопает в зловонных нечистотах. К тому же, такая локальная система и сама вносит вклад в загрязнение города, отводя стоки не далее чем в ближайшую речку, естественно без всякой очистки.

В целом, возникновение необходимости очистки стоков — достаточно объективный процесс, зависящий от плотности населения на единицу площади. Небольшое поселение деревенского типа вполне могло обходиться как без водопровода, так и без канализации, поскольку природные процессы естественным образом справлялись с небольшим количеством отходов, а воду можно было набирать из колодцев. С ростом численности и плотности населения первым делом загрязняется почва и близлежащие водоемы, поэтому возникает острая необходимость в подведении питьевой воды. Но в целом экологическая обстановка еще не слишком катастрофична, и только при дальнейшем увеличении численности населения город подходит к той черте, когда отведение использованной воды становится столь же необходимым, как и подведение питьевой.

Москва подошла к этому рубежу в 1874 году, тогда инженером М.А. Поповым был предложен проект общесплавной канализации. Рассмотрение проекта затянулось почти на 20 лет, и в 1892 году Московская городская Дума приняла другой, более выгодный в финансовом плане проект инженеров В.Д. Кастальского, Н.М. Левачева, П.Л. Николаенко, А.А. Семенова, В.К. Шпейера и П. В. Трунина, которые предлагали построить отдельную канализацию для бытовых стоков, а не общесплавную систему. Кстати, один из авторов этого проекта, Н.М. Левачев, известен тем, что в 1886-87 годах занимался реконструкцией подземного канала реки Неглинки. В итоге 30 июля 1898 года 1-я очередь московской канализации, включающая в себя 262 км канализационной сети, Главную насосную станцию и Люблинские поля орошения вошла в строй.

Основными водоводами системы были Верхний и Нижний городские каналы, а также Загородный канал, по которому стоки транспортировались на поля орошения. Нижний канал был проложен вдоль левого берега Москва-реки, и его стоки перекачивались Главной насосной станцией в Загородный канал. Верхний канал тянулся вдоль русла реки Неглинной, а в районе Красной площади по первоначальному плану он также поворачивал на направление вдоль Москва-реки, но на некотором расстоянии и, соответственно, возвышении от нее. Таким образом стоки Верхнего канала должны были попадать в Загородный канал самотеком, что снижало нагрузку на насосную станцию. Однако из-за нехватки средств Верхний канал был доведен только до Красной площади, и там был устроен перелив в Нижний канал. Первоначальный проект Верхнего канала удалось реализовать только в рамках второй очереди.

Считается, что из наземных сооружений первой очереди всего два объекта сохранились до наших дней.  Первый — это здание Главной насосной станции, где ныне расположен механический цех Мосводоканала, на этой же территории находится и Музей воды. Также из относящихся к первой очереди наземных строений сохранилось здание 2-го района канализационной сети, расположенное по адресу: Чистопрудный бульвар, д.10. Но это здание не строилось в рамках первой очереди, а являлось домом А.С. Рябушинской, который был куплен городом специально для нужд водоотведения. Кроме того, внимательный исследователь может обнаружить на улицах Москвы еще несколько артефактов, относящихся к первой канализации. Но самое интересное скрывается конечно же под улицами, в подземной части системы. По всей видимости, большая часть сооружений первой очереди где-то под асфальтом до сих пор остается в той или иной степени сохранности. Другое дело, что доступность этих, без преувеличения, жемчужин подземной архитектуры, оставляет желать лучшего.

Вообще, процесс поиска уцелевших артефактов первой городской канализации можно сравнить с охотой за предметами из потерянной комнаты — кто смотрел одноименный сериал, тот поймет, о чем идет речь. Эта статья посвящена систематизации самых любопытных артефактов, как существующих, так и не сохранившихся, а также тех, о нынешнем состоянии которых пока нет актуальной информации. Здесь будут приведены общие сведения, а о некоторых упомянутых узлах системы в дальнейшем появятся отдельные развернутые статьи. Все схемы и чертежи взяты из Атласа канализации первой очереди. На карте показаны только самые крупные каналы, от которых сеть труб меньшего размера расходилась по окружающим районам.

первая очередь канализации москвы
Сооружения канализации первой очереди на карте Москвы (картинка кликабельна)

1. Первый интересный момент, обнаруженный в Атласе — фабрика Фридрих Байер и К°, расположенная на Лужнецкой набережной за окружной железной дорогой, то есть практически за границей тогдашней Москвы. Фабрика занималась производством красителя анилина, и специально для отведения всякого химического треша от фабрики был протянут напорный трубопровод длиной около 3-х километров к верховьям Нижнего канала. Здания фабрики сохранились до наших дней, сейчас на этой территории расположен авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» и бизнес-парк «Союз».

фабрика Фридрих Байер и К°
Сохранившиеся до наших дней корпуса фабрики Фридрих Байер и К°

2. Пересечение Нижнего канала и коллектора реки Неглинки около ее устья. Поскольку Нижний канал прокладывался вдоль левого берега Москва-реки, он пересекал все подходящие слева притоки центральной части города. Коллектор Неглинки существовал к этому моменту уже около ста лет, и пересечение с ним было выполнено в виде металлической трубы. Стоит заметить, что несколько небольших ручейков в центре были убраны в коллекторы как раз во время строительства канализации, чтобы обеспечить возможность разноуровневого пересечения с каналами. Пересечения с крупными реками были выполнены в виде дюкерных переходов.

Схема первой очереди канализации
Пересечение Нижнего канала с коллектором реки Неглинки около ее устья

3. Помимо Главной насосной станции, в составе первой очереди была и Малая насосная станция, которая перекачивала в систему стоки от строений, расположенных на Смоленской набережной и соседних с ней переулках. Здание Малой насосной станции до наших дней не сохранилось, но на набережной остались некоторые следы, напоминающие о ее существовании. Как известно, под Проточным переулком расположен кирпичный яйцевидный коллектор одноименного ручья, а его устье хорошо заметно в набережной. Чуть ниже по течению Москва-реки от устья ручья Проток можно увидеть точно такой же яйцевидный портал, но заложенный камнем. Исследователями высказывались разные предположения о его назначении, но схема Малой насосной станции дает ответ о том, что это такое. Как раз в этом месте был расположен аварийный слив со станции, и хотя он представлял из себя небольшую трубу, на схеме можно рассмотреть некое припортальное уширение этого слива. Скорее всего именно оно в настоящее время заложено камнем.

Схема первой очереди канализации
План Малой насосной станции. Красным обведен аварийный водовыпуск в Москва-реку
Малая насосная станция ретро фото
Малая насосная станция в 1913 году. По схеме выше это вид со стороны правого нижнего угла территории. Источник фото
Смоленская набережная
Недалеко от устья ручья Проток на Смоленской набережной можно увидеть закрытый облицовкой яйцевидный портал с трубой внизу. Судя по схеме, это бывший аварийный водовыпуск Малой насосной станции

4. В системе первой очереди было предусмотрено много аварийных сливов, не только с насосных станций, но и из отдельных участков каналов. Слив в коллектор Неглинки в районе Трубной приведен в качестве примера, но это был не единственный слив как в Неглинку, так и в другие реки. Использовались эти сливы видимо достаточно часто, так как засоры сети были совсем не редкостью, а для их ликвидации приходилось снимать подпор воды в каналах. По сохранившимся свидетельствам работников канализации тех времен, из каналов при прочистке извлекали черепки, мочало, поленья, тряпки и прочие крупногабаритные предметы.

Схема первой очереди канализации
Профиль аварийного выпуска в коллектор реки Неглинки в районе Трубной площади

5. Одно из самых интересных сооружений первой очереди — переход канализации под коллектором реки Неглинки недалеко от исторического музея. В этом месте небольшой канал, подходящий со стороны Арбата, пересекался с коллектором Неглинки на одном уровне, и затем соединялся с Верхним каналом. Здесь строители не стали делать прямое пересечение, как около устья Неглинки, а соорудили под коллектором проходную штольню , в которой были уложены дюкерные трубопроводы небольшого диаметра. Судя по чертежам, это было очень красивое сооружение, но о его нынешнем состоянии по понятным причинам остается только догадываться. Вероятнее всего, если этот переход и сохранился, то сейчас затоплен грунтовыми водами, а возможно его полностью забетонировали при реконструкции этого участка коллектора Неглинки в 1920-х годах.

Схема первой очереди канализации
Переход под коллектором реки Неглинки

6. Помимо аварийных сливов, в системе первой очереди имелись промывные колодцы, которые представляли из себя водозаборы из Москва-реки.Таких водозаборов было несколько, в качестве примера тут показан колодец, располагавшийся в районе нынешнего парка Зарядье. На чертеже можно увидеть не только симпатичную винтовую лестницу для спуска, но и заслонку для перекрытия, повторяющую яйцевидную форму канала. Эта заслонка находилась на Нижнем канале, здесь он имел яйцевидное сечение, как и другие каналы первой очереди. Только на участке недалеко от Главной насосной станции Нижний канал принимал круглую форму. Самотечные участки второй очереди уже все строились круглыми.

Сооружения канализации первой очереди
Промывной колодец на Нижнем канале

7. Дюкерный переход под Водоотводным каналом. Всего в составе первой очереди было три подобных трубопроводных перехода под крупными водными препятствиями. В камере со стороны острова (верхняя камера дюкера) был устроен водозабор из канала для промывки труб. В настоящее время этот водозабор не функционирует, но сам дюкер, к удивлению, все еще остается действующим. Он используется для отведения совсем небольшого количества стоков от самых старых зданий на Садовнической набережной.

Сооружения канализации первой очереди
Переход под Водоотводным каналом
Историческая канализация Москвы фото
Верхняя камера дюкера под Водоотводным каналом в наши дни

8. Очень любопытный артефакт, обнаруженный при внимательном рассмотрении профилей каналов в Атласе. На небольшом канале, по сути трубе около 30 сантиметров в диаметре, приходящем со стороны Бауманки, обнаружился участок этой самой трубы, уложенной в тоннеле длиной около 15 саженей, то есть 30 метров. После привязки профиля к схеме стало понятно, что тоннель расположен под ныне заброшенным зданием вагонного депо на Курской — это широко известная заброшка в центре Москвы. Интересно то, что год постройки депо — 1906-й, а канализация строилась лет на 9 раньше. Скорее всего, уже в то время были планы по строительству депо, и под будущим зданием был заранее сооружен тоннель для возможности обслуживания канализации без проведения раскопочных работ. Скорее всего этот тоннель сохранился до наших дней. Во время поисков нашелся только один из торцевых колодцев, в котором видно арочный свод, но сам проход заложен кирпичом. В силу не слишком удачного расположения колодца провести полноценное исследование пока удалось.

Сооружения канализации первой очереди
Тоннельный участок на профиле
Заброшенное депо на Курской
Заброшенное здание депо. Где-то под этим зданием проходит тоннель первой очереди канализации

9. Яузский дюкер, пересечение реки Яузы Нижним каналом, выполненное в виде дюкерного перехода из 3 труб. Судя по чертежам и старым фотографиям, Яузские камеры были одними из самых красивых и интересных сооружений первой очереди. Тут имелись и спуски в виде винтовых лестниц, и заслонки, и тщательно выложенные из кирпича округлые своды. Неизвестно, сохранились ли Яузские камеры до наших дней в неизменном виде, так как этот узел неоднократно перестраивался. На современных схемах есть нынешние очертания камер перехода под Яузой, но визуально они не соответствуют тому, что был построено изначально. Вероятно, камеры достраивались при сооружении второй очереди Нижнего канала, либо вообще были полностью перестроены при расширении русла Яузы и облицовки набережных в конце 30-х годов. Провести исследование камер не представляется возможным из-за расположения под оживленной проезжей частью.

Сооружения первой очереди канализации
Переход под Яузой
Яузская камера, первая очередь канализации
Фото 1900-х годов, вид Яузы с Устьинского моста. Слева внизу видно вентиляционное отверстие правобережной Яузской камеры. Источник фото
Яузская камера, геоподоснова
Одна из Яузских камер на современной геоподоснове, контур показан пунктиром и выделен красным цветом. Помимо камеры, тут можно увидеть подходящий к ней Нижний канал d=1620 кирп., он также выделен красным. Параллельно ему к камере подводится и вторая очередь Нижнего канала d=1850, то есть камера очевидно перестраивалась

10. Третий дюкер в составе первой очереди — переход под Москва-рекой. Под рекой уложены только две трубы, так как этот переход пропускал существенно меньше стоков, чем яузский. Здесь тоже были устроены красивые камеры, и по крайней мере правобережная сохранилась до наших дней. Сама камера недействующая, но подходящий к ней яйцевидный канал продолжает функционировать. На некотором расстоянии от камеры его стоки отводятся к приемному резервуару Центральной КНС.

Сооружения канализации первой очереди
Переход под Москва-рекой
Историческая канализация Москвы фото
Современное состояние камеры правого берега
Кирпичный канал, канализация Москвы
Кирпичный канал яйцевидного сечения, по которому сточные воды подводились к переходу под Москва-рекой

11. Главная насосная станция. Здание построено по проекту промышленного архитектора Геппнера, оно сохранилось до наших дней и является выявленным объектом культурного наследия. В настоящее время здесь располагается механический цех Мосводоканала. Сюда подходил самотечный Нижний канал, имевший на этом участке круглое сечение. Рядом со станцией протекала (и протекает до сих пор) речка Сара, убранная в кирпичный коллектор одновременно со строительством первой очереди канализации. Нижний канал проходил ниже уровня коллектора Сары, из него был устроен перелив в речку. Из-за того, что канал располагался ниже речки, перелив работал, только когда в канале возникал значительный подпор воды. Помимо слива из канала, в Сару выводился слив и с самой станции, что можно увидеть на схеме. Хотя здание станции и сохранилось до наших дней, о состоянии подводящего канала точной информации не имеется. Есть неподтвержденные сведения, что участок Нижнего канала рядом со станцией был использован для прокладки одной из напорных ниток Центральной КНС.

План Главной насосной станции, канализация Москвы
План Главной насосной станции
Главная насосная станция. канализация Москвы
Здание Главной насосной станции, памятник архитектуры
Коллектор реки Сары
Коллектор реки Сары

12. После насосной станции стоки, пройдя небольшой напорный участок, поступали в Загородный Люблинский канал длиной около 11 километров, по которому самотеком попадали на люблинские поля орошения. Сечение Загородного канала было также яйцевидным, высота его составляла 1,6 метра. На всем протяжении канал был однообразным, не считая камеры аварийного слива в речку Грайворонку (Нищенку). Саму Нищенку канал пересекал в насыпи, в точке пересечения в канале была уложена металлическая труба. Похожим образом были выполнены пересечения с реками Коломенкой (Копанью) и Чурилихой (Пономаркой). Стоит добавить, что при дальнейшем развитии сети на Загородном канале появились камеры, не предусмотренные первоначальным проектом, например, камера впадения Дангауэровского канала в районе Остаповского проезда.

Сооружения канализации первой очереди
Камера аварийного выпуска в реку Нищенку
Сооружения канализации первой очереди
Современное состояние камеры аварийного выпуска в реку Нищенку
Историческая канализация Москвы, Загородный канал
Загородный Люблинский канал
Загородный Люблинской канал, канализация Москвы фото
Металлическая труба в Загородном Люблинском канале в точке пересечения с рекой Нищенкой