Музей современной фортификации в московском бункере ЧЗ-703 — одно из немногих мест, где всерьез занимаются изучением столичных подземных сооружений. Но (вот ведь парадокс!) история самого бункера до сих пор изобилует белыми пятнами.
Документально подтверждено, что с 1961 по 2005 год этот объект действовал в качестве защищенного спецархива МИД. Детально изучено, как именно он функционировал в 1980-2010-х годах. А вот что было до 1961 года — загадка.
Самый старый чугунный тюбинг здесь датирован 1949 годом. Порядковый номер заказа Метрогипротранса («ЧЗ-703») относится к 1953-1955 годам. Чудом сохранившийся чертеж верхнего ходка составлен в 1956 году. Но только в ноябре 1961 года спецобъект был введен в эксплуатацию.
Возникает естественный вопрос — почему так долго? Темпы строительства аналогичных сооружений в 1950-е годы могли быть выше в несколько раз!
И еще вопрос — зачем подземному спецхрану такая экзотическая конфигурация? Зачем целых четыре выхода в метро (два из которых пришлось забутовать)? Наконец, зачем возводить хранилище международных секретов в стороне от всех зданий МИДа, с единственным выходом на крошечной подозрительной площадке посреди городской застройки?
Прямого ответа на эти вопросы долго не удавалось найти. Проектные документы, которые хранились в Метрогипротрансе и Мосгипротрансе, были утрачены при невыясненных обстоятельствах.
Головоломка внезапно разрешилась спустя полгода. Благодаря случайной архивной находке и наблюдательности одного из сотрудников музея.
В 1949 году был разработан проект фильтро-вентиляционных камер (ФВК) для московского метрополитена. Еще в годы Великой Отечественной войны метро исправно функционировало в качестве убежища для населения. А теперь новые крупные ФВК должны были усилить защитные свойства метрополитена, обеспечив выживание укрывающихся в случае загрязнения воздуха радиоактивными частицами или боевыми отравляющими веществами.
Строительство новых ФВК началось в 1950-м году, но так и не было завершено. Рассекреченные документы пока не дают информации о причинах остановки работ. Но известно, что тестирование различных фортификационных сооружений во время испытания первых советских атомных зарядов привело к пересмотру многих проектов. Вполне вероятно, что новая информация о ядерном оружии повлияла и на концепцию развития самого большого городского убежища — московского метрополитена.
Недостроенные ФВК какое-то время пустовали. Наконец, некоторым из них удалось подыскать новое назначение. Вероятно, как раз в это время МИД СССР и объявил о своих потребностях в хорошо защищенном спецхране. Документы, определявшие архитектуру международных отношений, должны были пережить любой катаклизм. Тут и пригодился незаконченный объект глубокого заложения в центре Москвы. После 1956 года бункер был достроен и оборудован под спецархив.
Чтобы разобраться с этой историей, надо было лишь внимательно взглянуть на чертеж ФВК 1949 года и на современный чертеж объекте ЧЗ-703. Затянутые сроки строительства, странная конфигурация, множество ненужных выходов в тоннели метро — всему нашлось простое объяснение.
—
Следствие вели: Александр Антохин, Олег Макаров, Дмитрий Юрков.